Что лежит в основе синдрома дефицита внимания и гиперактивности ребенка
Такой синдром часто наблюдают воспитатели в детских садах и учителя в школах. В основе этого заболевания лежит некое нервное расстройство, проявляющееся характерным психоэмоциональным поведением маленького человека. Малышам трудно сосредоточить свое внимание на чем-то. Поэтому они не всегда могут правильно выполнять домашние задания, решать примеры, внимательно слушать учителей.
Это заболевание предполагает функциональную незрелость в лобных долях головного мозга ребенка, отвечающих за:
- поведение;
- самообладание;
- устойчивость внимания;
- принятие решений.
При таком синдроме у детей, особенно у мальчиков часто нарушены психические процессы.
Ученые пока не могут объяснить почему возникает этот синдром. Многие говорят о том, что, если при беременности мать курила, употребляла алкоголь, жила в неблагоприятной среде, перенесла травмы или инфекции — все это может сказаться впоследствии на ее малыше. На развитие у ребенка большой активности могут также сказаться хронические болезни матери:
- кесарево сечение;
- отравление наркозом;
- неправильное положение плода;
- угроза выкидыша.
Если малыш тяжело заболевает с высокой температурой — это тоже может стать причиной возникновения у него впоследствии синдрома.
Симптомы проявления заболевания
Как правило, в младенческом возрасте и в самые первые годы жизни заболевание синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) родители у ребенка не наблюдают. О том, что СДВГ все-таки у малыша есть, они обнаруживают только тогда, когда приводят его в детский сад или в школу. Воспитатели в детском саду или учителя в школе говорят родителям о том, что их ребенок гиперактивен, невнимателен и импульсивен.
Родители могут заметить это и дома. Малыш становится суетливым, не может на чем-то сосредоточиться, бесцельно бегает, не играет в спокойные игры. Что же происходит с ребенком в этот момент? Просто его нервная система пока не готова справляться с такими сложными психологическими нагрузками, ему не нравится дисциплина в учреждении, у него часто меняется настроение; становится расторможенным, импульсивным, нетерпеливым, невнимательным, рассредоточенным.
В дошкольном учреждении он болтает на занятиях, очень неусидчив, нередко совершает необдуманные действия, постоянно находится в движении. Многие считают такого ребенка невоспитанным, бесшабашным или излишне темпераментным малышом. Такой ребенок часто ломает или бросает на пол игрушки, часто становится агрессивным и, как правило, отстает от своих сверстников в речевом развитии.
Все эти симптомы усугубляются после того, как малыш идет в школу. На уроках он может вставать с места и бегать по классу, часто перебивает учителя, выкрикивая ответ, не слушая до конца вопрос. Отсутствие внимания приводит к тому, что ребенок не может элементарно внимать учителя, доводить начатые задания до конца, легко отвлекается на что-то другое. Как следствие, все это приводит к снижению его успеваемости, а значит и к снижению полноценного развития интеллекта. Ребенку становится тяжело учиться, и он не справляется со школьной программой. В более тяжелых случаях у ребенка может возникнуть отставание от сверстников в развитии психики на полтора-два года, нарушение чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Как диагностировать и лечить это заболевание
Диагностировать синдром может только специалист. Детский невролог проведет с ребенком специальные тесты, проведет МРТ и ЭЭГ исследования и поставит правильный диагноз.
Часто родители тревожатся напрасно, путая особенности темперамента своего ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В лечении заболевания преимущественно применяются такие способы, как:
- Фармакотерапевтический;
- Нейропсихологический.
Врач может назначить ребенку такие медикаменты, которые стабилизируют нервную систему малыша. Это первый подход к лечению заболевания, при котором метаболические препараты улучшают работу головного мозга.
Второй подход включает в себя лечебные занятия с логопедом, преподавателем при наблюдении ребенка у нейропсихолога. Кроме того, при лечении синдрома может использоваться метод, при котором слабым электромагнитным полем оказывается воздействие на кору головного мозга. Этот метод сглаживает основные симптомы синдрома. Помогает ребенку также рефлексотерапия, массаж.