Логопедический центр для взрослых и детей в Казани
ул. Восстания, 18 Б, офис 210-212
ул. Юлиуса Фучика, 78
ул. Баки Урманче, 7, офис 202
работаем ежедневно с 9 до 20 8 (843) 253-20-87 8 (960) 076-86-07

Расстройство способности к обучению у детей —  как помочь при дислексии

Дислексия у детей представляет собой нарушение навыков чтения, связанное с отклонениями в высшей психической деятельности. При этом отдельные психические функции развиты недостаточно или повреждены. Патология существенно влияет на восприятие печатного текста. Дети с такой проблемой не всегда правильно воспринимают суть прочитанного и даже могут терять целые слова и предложения. Поэтому так важно вовремя выявить нарушение и приложить усилия для его устранения.

Что такое дислексия у детей — общие сведения

Дислексия — это простыми словами у детей устойчивое нарушение навыков чтения, которое обусловлено потерей или недостаточным формированием психических функций. Обычно при этой болезни человек воспринимает не слова или буквы, а зрительные образы.

Это нарушение обычно выявляют в детском возрасте — дошкольном или раннем школьном. Оно часто сопровождается проблемами — в частности, дисграфией.

Чем дислексия отличается от дисграфии у младших школьников

2 Дислексия сопровождается нарушением навыков чтения

Под дисграфией понимают особое нарушение письма. В этом случае ребенок допускает при написании слов фонетические ошибки. К примеру, он может менять букву «п» на «б», а «т» — на «д».

Также проблема может заключаться в неправильном формировании слогов, добавлении лишних букв, написании отдельных слов слитно. Иногда дисграфию ошибочно принимают за незнание грамматических правил, но проблема является более глубокой.

Причины возникновения и основные формы, группа риска

Дислексия — это в логопедии достаточно распространенное нарушение. К его возникновению приводят физиологические и социальные факторы. В первую группу входят следующие причины:

  • Поражения мозга в период внутриутробного развития. К этому приводят инфекции матери, гипоксия плода, разные виды интоксикации.
  • Механические повреждения. Такие воздействия могут быть связаны с тяжелыми родами.
  • Повреждения центральной нервной системы. К этому приводят частые болезни.
  • Наличие других патологий, которые влияют на полноценное развитие нервной системы и работы мозга.

Также на развитие психической деятельности нередко влияют социальные причины. К ним относят следующее:

  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм;
  • раннее обучение чтению;
  • отсутствие требуемых ребенку контактов.

Важно! В семьях, где родители говорят на двух разных языках, у детей могут появляться проблемы с восприятием речи и письма.

Сегодня известно несколько видов дислексии:

  • Фонематическая — в этом случае ребенок путает похожие фонемы. Также возможна перестановка фонем в слове.
  • Семантическая — этот диагноз получил название механического чтения. В этом случае ребенок не может пересказать текст.
  • Аграмматическая — ребенок не способен понять грамматический строй речи. Это влечет неправильное согласование слов в предложении.
  • Мнестическая — в этом случае ребенку сложно запомнить, какой звук соответствует букве. Это влечет нарушения в развитии речевой памяти.
  • Оптическая — в такой ситуации ребенок путает буквы, которые отличаются похожим написанием.

Иногда родителей интересует вопрос, какая дислексия наблюдается у слепых детей. В этом случае речь идет о тактильной форме заболевания. Она проявляется в форме сложностей при дифференции букв азбуки Брайля.

Как проявляется у ребенка, методы диагностики

Если подозревается дислексия, лечение у детей начинается с комплексного обследования. Оно направлено на точное определение нарушения и исключение других заболеваний. Обычно диагностикой занимается врач-логопед.

Важно! Чтобы поставить правильный диагноз, нужно для начала собрать анамнез. При этом следует уточнить наличие похожих нарушений у кровных родственников.

Также имеют значение отклонения в течении беременности, наличие родовых травм или врожденных патологий.

Диагностировать заболевание помогает логопедическое обследование. При этом оценивают такие параметры:

  • формирование лексики, связной речи, грамматики;
  • состояние письменной речи;
  • освоение чтения;
  • способность к анализу и синтезу речи;
  • уровень сформированности визуального распознавания букв.

Чтобы определить и вылечить дислексию, требуется отличить ее от неврологических и психических отклонений. Для этого проводятся консультации смежных врачей — психиатров и неврологов.

Нередко возникает потребность в проведении аппаратной диагностики. Для этого используются ЭЭГ и МРТ. При наличии признаков зрительных отклонений требуется обратиться к окулисту и пройти соответствующие тесты.

Внимание! Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ дигностируют любые отклонения в развитии детей. В дружелюбной игровой форме они поговорят с ребенком, дадут несколько заданий и определят, есть ли проблемы.

Основные признаки у разных возрастных групп

Чаще всего дислексию выявляют у детей младшего школьного возраста. До этого момента заболевание с трудом поддается диагностике. Тем не менее, первые признаки болезни можно заметить и у дошкольников. Симптомы патологии зависят от возраста.

Заподозрить заболевание у детей раннего возраста можно по таким проявлениям:

  • позднее начало речи и медленное освоение новых слов;
  • проблемы с правильным формированием слов;
  • сложности с запоминанием букв, цифр и цветов;
  • рудности в изучении детских стихотворений;
  • нарушения мелкой моторики;
  • замкнутый характер ребенка.

Важно! Довольно часто родители начинают видеть симптомы дислексии у детей только тогда, когда появляются проблемы с учебой и страдает успеваемость в школе.

Проще всего выявить дислексию у младших школьников. На этом этапе появляются следующие признаки:

  • проблемы с чтением;
  • сложности с обработкой информации;
  • проблемы с поиском необходимого слова или формулированием ответов на вопросы;
  • трудности при изучении стихов;
  • потребность в большом количестве времени для заданий, которые связаны с письмом или чтением;
  • сложности при правописании;
  • отказ от чтения вслух;
  • проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью.

3 У детей с таким диагнозом часто наблюдаются трудности с обработкой информации

У подростков дислексия имеет примерно те же особенности. В качестве примера стоит привести следующие проявления:

  • сложности при чтении;
  • проблемы с орфографией;
  • медленное чтение и письмо;
  • неверное произношение имен или слов;
  • невозможность кратко изложить суть истории;
  • сложности с изучением иностранных языков;
  • проблемы с запоминанием.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

Трудности школьного обучения, вызванные дислексией

Чтобы диагностировать дислексию или определить, почему ребенок плохо читает, нужно обратить внимание на его школьную успеваемость. Уже младшие школьники испытывают сложности на уровне слов и слогов. Также им трудно запоминать факты.

К тому же возникают проблемы с применением арифметических знаков. Состояние влияет на освоение новой информации. Также появляются другие сложности — нарушается поведение, становясь неловким и импульсивным, возникают проблемы с координацией движений.

В среднем школьном возрасте выявить проблему можно при плохом качестве чтения и ухудшении памяти. Ребенок с трудом читает и выговаривает слова. Также могут появляться проблемы с мимикой и жестами. Нередко появляются трудности при общении с другими детьми.

В старшем школьном возрасте сохраняются проблемы с чтением, письмом, запоминанием. Нередко формируется медленная скорость работы. К тому же проблема вызывает сложности с адаптацией к любым жизненным переменам.

Какие меры предпринимать в случае наличия у ребенка заболевания

Как лечить дислексию у детей? Этот вопрос интересует многих. Чтобы бороться с этой проблемой, необходимо проводить самые разные мероприятия.

Методы коррекции детской дислексии

4 Дети с дислексией нередко испытывают трудности при обучении в школе

Сегодня нет метода коррекции нарушений в головном мозге, которые приводят к дислексии. Тем не менее, своевременная диагностика и соответствующая терапия помогут добиться хороших результатов и избежать инвалидности. Благодаря этому удастся приобрести нужные для полноценной жизни навыки.

В большинстве случаев исправить дислексию помогают системы специальных образовательных методов. Такие занятия включают целый ряд упражнений с применением слуха, осязания, зрения.

Важно! Задействование нескольких органов чувств помогает улучшить обработку информации, которую получает ребенок.

Правильно подобранные упражнения помогают улучшить умственное развитие и сформировать такие навыки:

  • распознавать и применять самые мелкие звуки, из которых состоят слова;
  • понимать соответствие букв и буквосочетаний конкретным звукам и словам;
  • понимать прочитанную информацию;
  • увеличить скорость, точность и качество чтения;
  • пополнять словарный запас.

Какие игры и упражнения помогают исправить

5 Логопедическая коррекция этого нарушения помогает добиться хороших результатов

Чтобы исправить дислексию, можно использовать такие игры и упражнения:

  • Игры с буквами. Лучше начать с тактильного упражнения. Для этого нужно попросить ребенка закрыть глаза и медленно вывести букву на его ладони. После чего ему требуется по очертаниям ее назвать. Начинать следует с простых букв, а затем переходить к более сложным.
  • Словесные игры. Заранее нужно распечатать слова, которые знает ребенок. После чего каждое из них необходимо разрезать на слоги, перемешать их и попросить малыша составить слово.
  • Упражнения с текстом. Для этого нужно подготовить несложный текст или отдельные предложения. После этого необходимо закрыть нижнюю половину строки линейкой и предложить ребенку прочитать текст. Затем то же самое следует проделать с верхней частью.

Можно ли вылечить дислексию полностью

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя — все зависит от конкретной ситуации. Иногда проблема так хорошо поддается коррекции, что она никоим образом не отражается на последующей жизни. Однако для этого важно своевременно приступить к работе.

Меры профилактики, прогноз на выздоровление

6 Для исправления дислексии можно применять специальные упражнения

Дети с таким диагнозом, которые начали получать помощь достаточно рано, часто улучшают навыки чтения так хорошо, что могут нормально учиться в школе. Если заболевание было выявлено в старших классах, ребенку значительно сложнее освоить навыки, которые требуются для хорошего чтения.

Профилактика дислексии направлена на правильное стимулирование нужных навыков — памяти, внимания, мышления, речи. Для этого применяются специальные упражнения, включая использование развивающих игр.

Согласно определению в логопедии, дислексия — это достаточно сложное нарушение, которое сопровождается проблемами с чтением. Чтобы справиться с этим отклонением, важно выявить его как можно раньше и своевременно приступить к терапии.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00

    Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных