Логопедический центр для взрослых и детей в Казани
ул. Восстания, 18 Б, офис 210-212
ул. Юлиуса Фучика, 78
работаем ежедневно с 9 до 20 8 (843) 253-20-87 8 (960) 076-86-07

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работы

Примерно каждый 12-й ребенок в возрасте от 5 до 7 лет испытывает трудности с планированием и выполнением точных движений. Причем, мальчики страдают данным расстройством в 4 раза чаще девочек. Диспраксия — это расстройство, которое мешает ребенку полноценно развиваться, оказывает негативное влияние на бытовую деятельность, коммуникативность, успеваемость в школе, поведение, самообслуживание.

Определение, чем отличается от алалии или апраксии

Диспраксия в логопедии у детей — это расстройство моторной сферы, которое проявляется в трудностях и неточностях целенаправленных движений.

Речь идет о таких видах моторной недостаточности как неловкие движения рук, неуклюжесть, неточная артикуляция, плохое письмо.

Важно! Диспраксия диагностируется по результатам нейропсихологического и логопедического обследования путем методов ВП, ЭЭГ.

Важно разграничивать это расстройство с алалией, схожей по симптоматике. Так, при диспраксии:

  • Имеется широкий активный запас слов, в то время как при алалии используется лишь ограниченная часть слов, которые знает ребенок.
  • Малыш понимает и применяет на практике грамматические правила. При алалии грамматика нарушена очень сильно.
  • Ребенок имеет способности к словотворчеству — выдумывает рифмы, пословицы, сказки, песни, называет ассоциации. Алаликам это дается очень трудно.

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыТакже следует отличить диспраксию от апраксии. Во втором случае человек не может выполнять те или иные действия и выражать речь из-за недоступности ранее изученной информации. Такое случается при нарушении функций отдельных участков головного мозга вследствие травм, развития опухолей, слабоумия.

Отличие от диспраксии состоит в том, что при апраксии человек не в состоянии выполнить действие даже медленно, так как просто не помнит, как правильно оно выполняется, а диспраксики выполняют заданное действие неуклюже и медленно, понимая при этом, что именно от них требуется.

Виды проявления синдрома неуклюжести, основные симптомы

Выделяют несколько видов диспраксии в зависимости от того, какой участок коры головного мозга недостаточно сформирован.

По механизму диспраксия бывает:

  • Эфферентной (кинетической) — ребенок с трудом переключается с одного вида моторной деятельности на другой (сначала бегать, потом танцевать и т. д.).
  • Афферентной (кинестетической) — возникают трудности с движениями мелкой моторики (письмо, рисование, застегивание пуговиц и т. д.).

По замыслу диспраксия бывает:

  • Идеамоторной — ребенку сложно выполнять действия по команде, при этом спонтанные действия ему даются легко.
  • Идеаторной — трудности в составлении сложных двигательных схем и длительных операций.

3 Неловкость движений при диспраксииДиспраксия речи у детей бывает трех видов:

  • Оральная — отмечаются трудности в совершении движений языком и губами.
  • Артикуляционная диспраксия у детей — проявляется в неясной, смазанной речи, что является следствием плохой координации мышц, отвечающих за произношение.

Также различают диспраксию по виду деятельности:

  • Мимическая. Основной признак — невозможность выражать собственные эмоции с помощью мимики.
  • Пространственная. Ребенок имеет трудности с пространственной ориентацией, путает «право»/«лево» и т. д.
  • Конструктивная. Симптомом являются трудности при составлении целого из отдельных частей (складывание пазлов, конструктора, частей картинки).

Нередко встречается комбинирование двух и более видов диспраксии.

Внимание! Если вы подозреваете у своего ребенка подобное расстройство, следует обратиться за консультацией к опытным логопедам речевого центра Зеленова.

Причины возникновения, способы самостоятельной диагностики

4 Диагностика диспраксии у детейНередко диспраксия сопровождается иными неврологическими нарушениями. Так, практически все аутисты страдают этим расстройством в большей или меньшей степени. Но также диспраксия может развиваться сама по себе, и причина этого заболевания до сих пор точно не установлена.

Ученые опровергли мнение, что диспраксия вызвана физиологическим повреждением участка головного мозга, отвечающего за речевые навыки, так как лабораторного подтверждения эта гипотеза не получила.

Среди наиболее вероятных причин отмечают несогласованность отдельных областей мозга, заторможенность развития частей головного мозга и поражение нервных тканей. Не исключена возможность влияния и такого фактора как наследственность.

Важно! Диагностировать дефект могут только квалифицированные специалисты, проведя пробы на диспраксию для дошкольников. Самостоятельно определить нарушение сложно.

Предположить наличие проблемы можно по ключевым общим признакам:

  • Ребенок поздно начал сидеть, ползать, ходить, также позднее возрастных норм появились навыки самообслуживания.
  • Его движениям характерна общая неловкость.
  • Имеет проблемы с памятью и умственной деятельностью.
  • Ведущая рука у ребенка долго не определяется.
  • С трудом осваивает чтение и письмо, пропускает звуки, заменяет на более простые.
  • Плохо спит.
  • Чрезмерно чувствителен к прикосновениям.

Также в целях первоначальной диагностики можно провести простой «прыжковый тест». Ребенку предлагается прыгать на двух ногах в ритм счета и менять движения ног в такой последовательности:

  • Раз — ноги в стороны.
  • Два — ноги скрещены, левая нога перед правой.
  • Три — ноги в стороны.
  • Четыре — ноги скрещены, правая нога перед левой.

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыЕсли ребенок путается в движениях или не успевает за заданным темпом, а также разворачивает таз, когда нужно скрестить ноги — это может свидетельствовать о двигательных нарушениях. В комплексе с проявлениями симптомов, описанных выше, это должно стать причиной визита к врачу. Для первоначальной диагностики следует обратиться к неврологу, детскому психологу или логопеду.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра Зеленова проконсультируют вас по любым вопросам.

Как помочь ребенку избавиться от синдрома неуклюжести

Коррекция диспраксии должна быть начата как можно раньше. Устранение нарушений моторной сферы занимает немало времени, поэтому важно убрать или снизить проявление заболевания до школьного возраста.

Без лечения ребенку будет сложно благополучно усваивать школьную программу, у него с высокой долей вероятности будет плохая успеваемость, ему будет сложно устанавливать социальные контакты. В результате у ребенка может дополнительно развиться беспокойство, сформируется низкая самооценка.

Диспраксия развития у детей лечится комплексно и включает в себя:

  • Нейрокоррекцию (мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция).
  • Физическую реабилитацию (массажи, кинезиотерапия).
  • Логотерапию (логоритмику, речевую гимнастику).

Важно! Важно понимать, что диагноз диспраксия у детей не проходит бесследно. Это серьезное расстройство, которое требует специальной терапии.

Родителям следует действовать по указаниям врача, посещать коррекционные занятия и регулярно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Методы коррекции, как проводится логопедическая работа

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыДиспраксия лечится при помощи инновационных методик с применением кинезиотерапии:

  • Стабилометрия с биоактивной связью.
  • Транскраниальная поляризация головного мозга.
  • Электростимуляция мышц.
  • Динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами.
  • Компьютерный видеоанализ движений.
  • Пассивная вестибулярная тренировка.

Назначается и психолого-логопедическая коррекция, показавшая высокую эффективность. Специалист подбирает подходящую систему упражнений для восстановления звуков и артикуляции. Также проводятся физкультурные занятия и спортивные игры, упор делается на восстановление равновесия и общей моторики.

Внимание! Специалисты речевого центра Зеленова обладают необходимой квалификацией и опытом, которые позволяют успешно справляться с диспраксией у детей. Но важно обратиться за помощью как можно раньше.

В качестве примера несколько упражнений для коррекции диспраксии:

  • «Гонки многоножек» — 2-3 участника соревнуются, «бегая» с помощью кистей рук по столику как пятиногие многоножки.
  • «Веревочка» — ребенку предлагается нарисовать какой-либо символ, предмет или цифру с помощью веревки (скакалки).
  • «Самолетики» — соревнование, в котором дети стараются запустить бумажный самолетик как можно дальше.
  • «Горячий мячик» — дети стоят в кругу и передают мяч друг другу. По команде «стоп» игра останавливается, а тот, кто оказывается в этот момент с мячом в руках, покидает игру.
  • «Быстрые лошадки» — ребенку необходимо намотать на палочку веревку, к концу которой привязана игрушка-лошадка. Кто быстрее смотает веревку, тот и победил.

В дополнение к занятиям врач может назначить прием ноотропов, таких как Актовегин, Глицин, Кортексин, Цитофлавин, Семакс, Лецитин. Но одна лишь медицина не способна исправить патологию, здесь важен комплексный подход.

Чем опасна диспраксия, последствия и возможные осложнения

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыСамой главной опасностью диспраксии являются частые травмы, ушибы, царапины. Такие дети регулярно падают, спотыкаются, ударяются о предметы.

Но кроме такой особенности это расстройство опасно тем, что ребенок находится в постоянном перенапряжении из-за неслаженности собственных действий. Он устает, ему нужно приложить больше усилий, чтобы совершить то или иное действие.

Помимо этого, детям с диспраксией сложно развивать вербальную память и невербальные средства общения (мимику, жесты). Как следствие — неумение общаться со сверстниками, замкнутость, низкая самооценка.

Важно! Помочь ребенку с диспраксией можно только при условии ранней диагностики, а также своевременной и качественной коррекции.

Приняв необходимые меры, можно пройти этот сложный этап с наименьшими последствиями и предупредить развитие хронической формы заболевания. К сожалению, у большинства детей признаки диспраксии в той или иной степени остаются.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00

    Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных