Логопедический центр для взрослых и детей в Казани
ул. Восстания, 18 Б, офис 210-212
ул. Юлиуса Фучика, 78
работаем ежедневно с 9 до 20 8 (843) 253-20-87 8 (960) 076-86-07

Особенности логопедической работы с детьми с СДВГ

Синдром дефицита внимания или гиперактивности (СДВГ) считается достаточно распространенной и сложной проблемой. Он приводит к различным сложностям в учебе и создает трудности у родителей. Такие дети нередко имеют целый ряд симптомов, включая речевые нарушения. Поэтому логопедическая работа при СДВГ имеет первостепенное значение.

Что такое СДВГ — общее описание синдрома

2 СДВГ является следствием целого ряда факторовПод этим термином понимают невролого-поведенческое нарушение, которое проявляется в виде ухудшения внимания, гиперактивности и импульсивности. Речь о таком диагнозе идет в том случае, если признаки присутствуют больше полугода.

Точные причины развития отклонения до конца не установлены. Тем не менее, исследователи отмечают большое влияние генетической склонности. Риск развития синдрома увеличивается под воздействием таких факторов:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • хронические инфекции у матери в период беременности;
  • употребление будущей матерью спиртных напитков или некоторых лекарств, курение;
  • осложненные роды;
  • резус-конфликт;
  • нарушения развития плода;
  • повреждения нервной системы плода в период внутриутробного развития;
  • серьезные патологии у малыша, потребность в использовании сильнодействующих лекарств;
  • травматические повреждения мозга у новорожденного малыша;
  • сильный стресс у матери в период беременности.

Важно! Развитие СДВГ связано и со средой, в которой воспитывается ребенок. Поэтому так важно создавать дома спокойную и дружелюбную атмосферу.

Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ сопровождается целым рядом характерных симптомов. Стоит отметить, что такие дети имеют хорошо развитый интеллект. Вся клиническая картина связана с поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферой. Итак, при этом синдроме обычно наблюдаются следующие признаки:

  • отсутствие концентрации внимания;
  • высокая двигательная активность;
  • болтливость;
  • отсутствие терпения;
  • импульсивность;
  • конфликтность во время игр и общения с ровесниками;
  • отсутствие внимания к мелочам;
  • проблемы со сном;
  • эмоциональная нестабильность;
  • отсутствие чувства страха;
  • отсутствие самоконтроля;
  • забывчивость.

3 Распространенным симптомов СДВГ считается повышенная эмоциональностьДовольно часто такие дети в раннем возрасте сталкиваются с задержкой формирования речи или психического развития. В эмоциональном плане малыши с таким диагнозом нередко отстают от нормы. Синдром создает сложности при общении с ровесниками. Это связано с проявлениями агрессии, навязчивости или повышенной эмоциональности.

Важно! Для детей с СДВГ характерна низкая самооценка. Это связано с тем, что они часто сталкиваются с критикой и замечаниями.

Невнимательность и сниженная концентрация внимания приводит к совершению ошибок. Это негативно влияет на качество обучения.

К чему приводит у ребенка, возможные последствия

Первые признаки СДВГ проявляются в 2-3 года. Но чаще всего родители обращаются к врачам уже в школьном возрасте, когда возникают проблемы с учебой, связанные с гиперактивностью. К тому же могут возникать следующие проявления:

  • беспокойство, суетливость, неусидчивость;
  • невнимательность, проблемы с выполнением домашней работы;
  • повышенная импульсивность;
  • нарушение правил и норм поведения;
  • проблемы со сном;
  • задержка речевого развития.

Самой большой проблемой гиперактивного ребенка считается его отвлекаемость. Его внимание ни на чем не задерживается. Поэтому на уроке таким детям сложно концентрироваться. Они нередко допускают ошибки в силу невнимательности или торопливости.

Важно! При интеллектуальных нагрузках дети с СДВГ быстро устают и испытывают сложности с выполнением заданий. Они могут уделять повышенное внимание деталям или вообще не обращают на них внимания.

Логопедическая работа с детьми у которых СДВГ

Особенности логопедической работы с детьми с СДВГДети с речевыми нарушениями и СДВГ нуждаются в особенном внимании. Логопед должен работать со звуками и общим развитием речи. Однако ему также требуется принимать во внимание нарушение координации движений, неразвитое чувство ритма, снижение внимания и восприятия. Именно поэтому требуется более тщательно подбирать методы коррекционной работы.

В основе работы логопеда лежит применение большого количества упражнений, которые повторяются. Однако дети с СДВГ с трудом выполняют однообразные задания. Потому пытаться заставить такого малыша сосредоточиться бесполезно.

Чтобы добиться максимального эффекта, следует отдавать предпочтение индивидуальным занятиям. Это поможет ребенку раскрываться, а логопеду — выбрать наиболее подходящий способ коррекции.

При этом педагогу требуется определить интересы ребенка. Одному понравятся соревнования, другому — упражнения с таймером, третьему — настольные игры. Основной задачей логопеда считается формирование положительных эмоций от занятий.

Не менее важным моментом считается формирование ритуала. Занятия должны иметь четкие этапы. Важно, чтобы они были понятными и интересными.

Важно! Педагоги нередко начинают работу с самого сложного задания, после чего переходят к легким. Однако для детей с СДВГ это неприемлемо. Если малыш сразу столкнется со сложностями, он опустит руки и потеряет мотивацию.

Гиперактивные дети предпочитают заниматься только тем, что у них хорошо получается. К сложным занятиям нужно переходить постепенно. Причем максимальный уровень должен быть примерно в середине занятия. В завершение требуется снова давать легкое упражнение.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра Зеленова проконсультируют вас по любым вопросам.

Что можно сделать для поддержания внимания школьников

Особенности логопедической работы с детьми с СДВГЧтобы дети с СДВГ могли нормально учиться, педагогам следует придерживаться целого ряда правил:

  • Установить в классе дисциплину. Правила должны быть четкими и общими для всех. Это поможет предотвратить претензии одноклассников и поможет приспособиться к распорядку.
  • Определить уровень нагрузки, который ребенок способен выдержать. Это требуется сделать в первые же недели совместной работы. При этом важно понять, сколько минут подряд ученик способен читать текст или решать задачи. Не следует давать ему больше, поскольку ребенок испугается и вообще ничего не сделает.
  • Определить методы привлечения внимания. Вначале ученик может отвлекаться. Поэтому важно понять, как можно вернуть его внимание. Для этого стоит договориться с ребенком о каком-то тайном сигнале. Иногда такого ученика следует сажать за первую парту, где его ничего не будет отвлекать.
  • Определить ситуации, которые вызывают у школьника сильные эмоции. К ним часто относят родительские собрания, конфликтные ситуации, контрольные работы. Если планируются подобные мероприятия, нужно подготовить ученика к ним. Если ребенка все же захлестнули эмоции, его нужно успокоить. Для этого можно отвести малыша в спокойное место и дать ему воды.
  • Оказывать содействие в разрешении конфликтных ситуаций. Детям с таким диагнозом не всегда удается осознать, почему они так поступают. Если ребенок кого-то обидел, ему нужно объяснить, что случилось и как с этим можно справиться.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения

Чтобы скорректировать речевые и поведенческие нарушения при СДВГ, можно использовать самые разные игры и упражнения. К наиболее эффективным вариантам стоит отнести следующее:

  • «Запретное движение» — ребенок должен выполнять все, кроме установленного запрета.
  • «Внимательные ушки» — нужно выполнить голосовую команду, от которой отличается показанный образец движения.
  • «Марш» — нужно выполнить 4 маршевых шага. Причем первый делается с хлопком.
  • «Лови-не лови» — ребенку нужно бросать мяч и все время менять инструкцию, ловить его или нет. При этом для команды следует определить обозначающую группу слова. Если мяч требуется словить, бросающий называет какой-то овощи. Если нет, ребенку нужно отбить мяч.
  • «Волшебный клубочек» — эту игру можно применять, когда ребенок находится на грани нервного срыва. Ему нужно дать клубок яркой пряжи и сказать, когда он начнет его сматывать, все страхи и волнения будут уменьшаться, а затем и совсем исчезнут.

Логопедические занятия с детьми с СДВГ имеют большое значение для коррекции речевых нарушений. Однако педагогу обязательно нужно учитывать клиническую картину и особенности малышей с таким диагнозом.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00

    Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных