Методика артикуляционной гимнастики: «Сказка о Веселом язычке»
Малыш правильно произносит звуки, соответственно и слова, при условии правильной работы артикуляционного аппарата. Поэтому логопеды советуют проводить с детьми артикуляционную гимнастику. Упражнения помогут исправить дефекты или не допустить их появления, формируются правильные артикуляционные движения, положение губ, укрепляются язык, небо, развивается упругость, подвижность. Популярностью пользуется «Сказка о Веселом языке».
Цели методики
Гимнастика проводится на всех этапах работы с артикуляцией малыша. Особое внимание уделяется подготовительному периоду. Занимаются логопеды и родители с раннего возраста. Преимущество «Сказки о Веселом языке» — возможность проводить корректирующую работу в игровой форме, сопроводить занятия интересным рассказом. Дошкольникам такой вид деятельности понравится, это весело. Зарядка помогает детям нормализовать тонус мышц, моторную сферу.
Улучшения ребенка:
1) Малыш учится удерживать артикуляционные органы в нужном положении для правильной дикции
2) Выполняемые движения становятся лучшего качества
3) Дети учатся понимать ощущения, осознавать в каком положении находятся губы и язык при артикуляции
4) Ребенок переключается между движениями
5) Работа в форме рассказа, стихотворения корректирует темп, ритм речи, звукопроизношение
Рекомендации проведения гимнастики
Артикуляционную зарядку проводят 2 раза каждый день, по 5-10 минут, регулярно. Логопеды советуют проводить упражнения перед зеркалом, чтобы малыш видел, как он сам выполняет задания. Взрослые показывают упражнение, выразительно читая сказку.
Зарядка проводится в медленном темпе, недолго, чтобы дети не уставали и могли правильно повторять действия. Такая скорость сделает занятия эффективными.
У малыша не получится сделать упражнение правильно с первого раза. Это нормально. Взрослым следует помнить, что в обучении и исправлении дефектов нельзя ругать, выходить из себя, нужно сохранять спокойствие и позитивный настрой. Каждое достижение поощряется. Только так кроха справится с гимнастикой и достигнет успеха.
Когда дети взрослеют, движения во время занятий усложняются.
Общая артикуляционная гимнастика
Существуют статические и динамические задания. Неподвижное удержание укрепляет мышцы, а динамика помогает научиться контролировать движения. В коррекционной работе важны оба вида.
Логопеды предпочитают следующие варианты упражнений:
- Трубочка. В течение 10 секунд ребенок нешироко улыбается, а затем вытягивает губы
- Обезьянка. 5 секунд удерживать. Рот приоткрыт, язык засовывается между нижними зубами и губой
- Бульдожка. 5 секунд удерживать. Принцип такой же, как и у предыдущего упражнения, но делается с верхними зубами и губой
- Хомячок. 5 секунд удерживать. Поочередно язык упирается в правую и левую щеку
- Кружок. Рот закрыт. Малыш водит по кругу языком между губами и челюстями
Перечисленные варианты упражнений не единственные, но эти распространены и эффективны.
Описание методики
«Сказка о Веселом язычке» состоит из комплекса базовых упражнений: улыбка и трубочка, лягушка, хоботок. Эти задания развивают губы.
Нижняя челюсть тренируется посредством широкого открывания-закрывания рта. Положение языка и обучение правильным движениям добивается с помощью упражнений: блинчики, качели, лошадка, грибок, часики, лопаточка т.д.
Все задания дошкольник выполняет сначала 2, а впоследствии по 5-10 раз, так малыши запоминают какое положение правильное. Методика предполагает статику и динамику заданий, так артикуляция полностью будет развита.
Комплекс подбирается согласно нарушенным звукам. Новая строка рассказа – следующее упражнение.
Преимущества «Сказки»
Логопеды выбирают эти упражнения, так как методика развивает артикуляционные органы, а также дошкольник:
- учится счету
- Понимает, как ориентироваться в пространстве, узнает стороны света
- Учится медленной и быстрой ориентации во времени
- Развивает фантазию (малышу будет полезно самостоятельно придумывать сюжет сказки)
- Узнает новые слова
- Развивает навыки удержания положения речевых органов
- Учится правильно произносить звуки
- Улучшается кровообращение, артикуляционные органы обладают лучшей нервной проводимостью и подвижностью
- Укрепляются мышцы щек, языка
- Увеличивается амплитуда движений
- Напряжение в артикуляционных органах снижается, разговаривать становится проще
Как правильно организовать процесс проведения занятий по методике артикуляционной гимнастики:
- Проводить занятия необходимо только в игровой манере. Дошкольники слишком малы для серьезного подхода. Приветствуется использование игрушек
- Взрослые, проводящие зарядку, показывают образец выполнения. Дети еще не знают, как правильно. Взрослый исполняет роль модели
- Контроль исполнения заданий. Движения малыша должны быть точные, плавные. Должен поддерживаться требуемый темп, устойчивость, плавный переход от движения к движению. Важна симметрия. Развитие по правилам происходит симметрично с правой и левой стороны лица, так будет достигнута изначальная цель зарядки. Происходит постепенное усложнение действий
- Можно помогать крохе, используя при этом шпатель, чистый палец и т.д.
- Ребенок найдет правильное положение языка, когда ему помогают при помощи варенья, шоколада, другой любимой вкусности. Можно намазать верхнюю губу, если упражнение требует облизать это место
Итог
«Сказка о Веселом язычке» — эффективный метод знакомства малыша с артикуляцией, движениями речевых органов. Правильное проведение зарядки позволит развить речь. Методика для детей интересна, проводится в веселой форме, они с радостью занимаются, поэтому проблем в проведении зарядки не возникнет. Связная речь поспособствует развитию коммуникаций.