Методика артикуляционной гимнастики: «Сказка о Веселом язычке»

Малыш правильно произносит звуки, соответственно и слова, при условии правильной работы артикуляционного аппарата. Поэтому логопеды советуют проводить с детьми артикуляционную гимнастику. Упражнения помогут исправить дефекты или не допустить их появления, формируются правильные артикуляционные движения, положение губ, укрепляются язык, небо, развивается упругость, подвижность. Популярностью пользуется «Сказка о Веселом языке».

Цели методики

Гимнастика проводится на всех этапах работы с артикуляцией малыша. Особое внимание уделяется подготовительному периоду. Занимаются логопеды и родители с раннего возраста. Преимущество «Сказки о Веселом языке» — возможность проводить корректирующую работу в игровой форме, сопроводить занятия интересным рассказом. Дошкольникам такой вид деятельности понравится, это весело. Зарядка помогает детям нормализовать тонус мышц, моторную сферу.
Улучшения ребенка:
1) Малыш учится удерживать артикуляционные органы в нужном положении для правильной дикции
2) Выполняемые движения становятся лучшего качества
3) Дети учатся понимать ощущения, осознавать в каком положении находятся губы и язык при артикуляции
4) Ребенок переключается между движениями
5) Работа в форме рассказа, стихотворения корректирует темп, ритм речи, звукопроизношение

Рекомендации проведения гимнастики

Артикуляционную зарядку проводят 2 раза каждый день, по 5-10 минут, регулярно. Логопеды советуют проводить упражнения перед зеркалом, чтобы малыш видел, как он сам выполняет задания. Взрослые показывают упражнение, выразительно читая сказку.

Зарядка проводится в медленном темпе, недолго, чтобы дети не уставали и могли правильно повторять действия. Такая скорость сделает занятия эффективными.
У малыша не получится сделать упражнение правильно с первого раза. Это нормально. Взрослым следует помнить, что в обучении и исправлении дефектов нельзя ругать, выходить из себя, нужно сохранять спокойствие и позитивный настрой. Каждое достижение поощряется. Только так кроха справится с гимнастикой и достигнет успеха.

Когда дети взрослеют, движения во время занятий усложняются.

Общая артикуляционная гимнастика

Существуют статические и динамические задания. Неподвижное удержание укрепляет мышцы, а динамика помогает научиться контролировать движения. В коррекционной работе важны оба вида.

Логопеды предпочитают следующие варианты упражнений:

  1. Трубочка. В течение 10 секунд ребенок нешироко улыбается, а затем вытягивает губы
  2. Обезьянка. 5 секунд удерживать. Рот приоткрыт, язык засовывается между нижними зубами и губой
  3. Бульдожка. 5 секунд удерживать. Принцип такой же, как и у предыдущего упражнения, но делается с верхними зубами и губой
  4. Хомячок. 5 секунд удерживать. Поочередно язык упирается в правую и левую щеку
  5. Кружок. Рот закрыт. Малыш водит по кругу языком между губами и челюстями

Перечисленные варианты упражнений не единственные, но эти распространены и эффективны.

Описание методики

«Сказка о Веселом язычке» состоит из комплекса базовых упражнений: улыбка и трубочка, лягушка, хоботок. Эти задания развивают губы.
Нижняя челюсть тренируется посредством широкого открывания-закрывания рта. Положение языка и обучение правильным движениям добивается с помощью упражнений: блинчики, качели, лошадка, грибок, часики, лопаточка т.д.

Все задания дошкольник выполняет сначала 2, а впоследствии по 5-10 раз, так малыши запоминают какое положение правильное. Методика предполагает статику и динамику заданий, так артикуляция полностью будет развита.

Комплекс подбирается согласно нарушенным звукам. Новая строка рассказа – следующее упражнение.

Преимущества «Сказки»

Логопеды выбирают эти упражнения, так как методика развивает артикуляционные органы, а также дошкольник:

  1. учится счету
  2. Понимает, как ориентироваться в пространстве, узнает стороны света
  3. Учится медленной и быстрой ориентации во времени
  4. Развивает фантазию (малышу будет полезно самостоятельно придумывать сюжет сказки)
  5. Узнает новые слова
  6. Развивает навыки удержания положения речевых органов
  7. Учится правильно произносить звуки
  8. Улучшается кровообращение, артикуляционные органы обладают лучшей нервной проводимостью и подвижностью
  9. Укрепляются мышцы щек, языка
  10. Увеличивается амплитуда движений
  11. Напряжение в артикуляционных органах снижается, разговаривать становится проще

Как правильно организовать процесс проведения занятий по методике артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия необходимо только в игровой манере. Дошкольники слишком малы для серьезного подхода. Приветствуется использование игрушек
  2. Взрослые, проводящие зарядку, показывают образец выполнения. Дети еще не знают, как правильно. Взрослый исполняет роль модели
  3. Контроль исполнения заданий. Движения малыша должны быть точные, плавные. Должен поддерживаться требуемый темп, устойчивость, плавный переход от движения к движению. Важна симметрия. Развитие по правилам происходит симметрично с правой и левой стороны лица, так будет достигнута изначальная цель зарядки. Происходит постепенное усложнение действий
  4. Можно помогать крохе, используя при этом шпатель, чистый палец и т.д.
  5. Ребенок найдет правильное положение языка, когда ему помогают при помощи варенья, шоколада, другой любимой вкусности. Можно намазать верхнюю губу, если упражнение требует облизать это место

Итог

«Сказка о Веселом язычке» — эффективный метод знакомства малыша с артикуляцией, движениями речевых органов. Правильное проведение зарядки позволит развить речь. Методика для детей интересна, проводится в веселой форме, они с радостью занимаются, поэтому проблем в проведении зарядки не возникнет. Связная речь поспособствует развитию коммуникаций.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных