Социализация ребенка

Социализация представляет собой усвоение и воспроизведение принятых в обществе норм поведения, ролей, обычаев и коллективных установок. Процесс вхождения ребенка в общество проходит через развитие психики и формирование личности.

Основными функциями социализации являются:

  1. Формирование и регулировка жизни человека в социуме через специальные социальные институты.
  2. Индивидуализация личности путем формирования идеалов и системы ценностей.
  3. Развитие творческих задатков и способности искать нестандартные подходы к различным ситуациям.
  4. Восполнение дефицита физических, психологических и интеллектуальных качеств.
  5. Способность к коммуникации с другими людьми и группами людей с целью получения информации.

Успешная социализация включает в себя выработку навыков установления контактов при общении, разрешении споров, выражении чувств и эмоций.

Причины патологий речи у детей

Ребенок, имеющий физиологический дефект речи, не использует весь словарный запас, не пытается узнать что-то новое, неразговорчив и замкнут. На фоне одногодок он может отставать в интеллектуальном развитии. В основе этой проблемы лежит поражение нервной системы из-за патологий во время беременности или родов, нарушение функций артикуляционного аппарата, фактор наследственности, недостаточное общение и воспитание со стороны родителей, нарушения слуха. Отсутствие помощи в раннем возрасте приведет к усугублению проблем и трудностям адаптации в коллективе детского сада и школы.

С какими проблемами сталкиваются дети с нарушениями речи

Дети дошкольного и школьного возраста, имеющие нарушения речи, зачастую сталкиваются с проблемами коммуникации. Недостаточная сформированность эмоциональной сферы характеризуется низкой самооценкой, неустойчивостью эмоций при неудачах, неуверенностью в себе. В общении со сверстниками из-за невыразительной и невнятной речи возникают конфликтные ситуации, решить которые без участия педагога не получается.

Недостаточная развитость социальных навыков приводит к сложностям адаптации в коллективе и страху перед общением с другими детьми. При попытке ввести в социум ребенка с нарушениями речи наблюдаются следующие симптомы:

  • неспособность к длительным играм;
  • крайняя возбудимость;
  • нестабильность нервной системы, выражающаяся в частной смене настроения;
  • недостаточная сформированность навыков групповой деятельности;
  • высокий уровень тревожности.

Такие дети малообщительны, недоверчивы, немногословны и готовы расплакаться в любой момент. Зачастую они отказываются от решения задач, которые показались им сложными. Но при наличии эмоциональной поддержки педагога или родителя справляются с ними без особого труда. Ребенок испытывает страх быть не оцененным по достоинству, поэтому ему тяжело добиваться признания среди сверстников.

Условия успешной социализации детей с нарушениями речи

К моменту поступления в школу около 30% детей имеют нарушения коммуникации со сверстниками. В некоторых случаях это проходит с возрастом, но есть риск, что со временем эти нарушения укрепятся и приобретут ярко выраженный характер. Родители в силу своей педагогической некомпетентности могут не обратить внимание на отклонения и не придать им большого значения. В таком случае задача педагога — оказать ребенку своевременную квалифицированную помощь.

Логопедические занятия должны включать постановку звуков, развитие фонематического слуха, согласование слов в роде, числе и падеже, постоянное пополнение словарного запаса. Развитие связной речи ведется путем составления рассказов по серии картинок. Такие занятия важно проводить целенаправленно и регулярно. Логопед должен помочь родителям выработать правильную тактику поведения и создать условия для комфортного нахождения ребенка в семье.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных