Зачем ребенку логопед?
Вопреки распространенному мнению родителей, логопед – это не врач, а педагог. Если говорить точнее, то специальность звучит как «учитель-логопед» и относится к коррекционной педагогике. Логопед не просто «учит правильно произносить звуки» — это один из ,его многогранной работы. Чем же еще занимается этот специалист?
- Развитием мелкой и крупной моторики.
- Постановкой и автоматизацией звуков.
- Развитием фонематического слуха.
- Развитием связной речи, накоплением словарного запаса.
- Развитием лексико-грамматического строя речи.
Если вовремя родители не заметят у своего ребенка признаки речевых нарушений, то отсутствие их коррекции приведет к трудностям в дальнейшем обучении и общении. Поэтому необходимо как можно раньше обратиться к специалисту за консультацией. А для детей с особенностями развития, занятия с логопедом, индивидуально или в группе, обязательны.
Не стоит пытаться закрывать глаза на, казалось бы, незначительные трудности в речевом развитии детей. Когда ребенок плохо воспринимает и различает звуки на слух между собой, то в последующем возникнут трудности с обучением грамоте. Плохо развита мелкая моторика? Письмо будет даваться с большим трудом. То же самое касается и связной речи, и словарного запаса, и правильного построения предложений, все это повлечет за собой трудности с математикой, чтением, письмом и грамотой. Конечно же и звукопроизношение играет здесь не последнюю роль, если ребенок не выговаривает все звуки языка – это обязательно отразится на усвоении школьной программы.
Многие родители, приводя ребенка к логопеду, надеются на чудо, которое произойдет без прикладывания усилий с их стороны, что «по мгновению волшебной палочки» все речевые проблемы будут устранены. Но это не возможно.
Конечно, большинство работы выполняет специалист, а эффективность будет зависеть от совместной работы педагога, семьи и желания самого ребенка сотрудничать. Результат работы логопеда чаще всего зависит не только и не столько от того, на сколько часто и как долго по времени, ребенок посещает занятия, но и от того, насколько четко родители будут придерживаться рекомендаций педагога, от того, насколько они втянуты в процесс и могут мотивировать на занятия своего ребенка, а также, при необходимости, от их готовности прибегнуть к помощи смежных специалистов: невролога, психологической и нейропсихологической помощи, сурдопедагога и прочих, иногда необходимо пройти медикаментозное лечение.
У многих родителей возникнет вопрос, а нужен ли учитель-логопед ребенку, у которого нет серьезных нарушений речи? С уверенностью можно сказать, что да, для того, чтобы малыш пришел в школу достаточно готовым к новой социальной роли «школьника». То, насколько успешным будет обучение ребенка чтению и письму в школе, зависит от того, насколько вовремя родители приведут его к логопеду, который поможет сформировать речевые и психические процессы, словарный запас и моторику.