Диагностика и коррекция дислексии

Серьезным нарушением в развитии ребенка является дислексия – расстройство парциального типа, при котором теряются или не формируются навыки чтения. Определить, что стало причиной болезни и исправить нарушение, смогут профессиональные логопеды, дефектологи и нейропсихологи центра ЗЕЛЕНОВОЙ в Казани. Даже в запущенной форме патология поддается терапии при своевременной диагностике, комплексных усилиях родителей и врачей, а также корректировке учебного процесса. Как только заметите симптомы дислексии, обращайтесь к нам, чтобы не терять драгоценное время и обеспечить сыну или дочке возможность быть полноценным членом общества, способным воспринимать текстовую информацию и осваивать разные языки. Мы открыты ежедневно с 9 до 19 часов, вам остается только записаться на прием по телефону или онлайн!

Нарушение способности читать может возникнуть в разном возрасте под воздействием других патологических состояний, например, недостаточного развития высших психических функций, речевых отклонений и ЗПР, причем гораздо выше риск развития дислексии у мальчиков. В особенно тяжелых случаях ребенок теряет или не может сформировать навык полностью, но чаще всего наблюдается частичная форма болезни, которую при грамотном подходе удается вылечить. Для успешного восстановления важно пройти комплексное исследование, которое позволит понять, что спровоцировало затруднения с чтением, после чего составить программу коррекции нарушенных неречевых и речевых процессов.

Причины заболевания

Проблемы со звукопроизношением, использованием аграмматизмов, побуквенным воспроизведением слов и другими ошибками в процессе чтения возникают под воздействием совокупности факторов и преимущественно развиваются вместе с другими патологиями, например, дисграфией. Зная причины дислексии, врач сможет выбрать наиболее результативный план терапии, при этом чем быстрее вы заметите отклонения от нормы, тем меньше времени и усилий потребуется на выздоровление.

Основные факторы, способные выступать триггерами дислексии:

1. Поражение структур мозга в результате инфекционного заражения в период беременности – опасность несут корь, краснуха, грипп, герпес и ветряная оспа.
  2. Гипоксия плода, обусловленная наличием у будущей матери тяжелых системных заболеваний, таких как анемия и порок сердца. Также недостаточное снабжение кислородом развивается в случае аномалии формирования пуповины, слишком длительном и сложном процессе родов, асфиксии в момент появления малыша на свет и т.д.
  3. Воздействие сильных токсических веществ, что случается, если беременная женщина принимает психостимуляторы, алкоголь или лекарственные препараты в большом количестве и без назначения доктора.
  4. Травматизация в момент родов, например, при узком тазе, патологическом предлежании, ошибках акушеров-гинекологов.
  5. Патологии и повреждения после рождения, включая инфекции, интоксикационные состояния, черепно-мозговые травмы, воспалительные процессы в коре головного мозга.
  6. Генетическая предрасположенность – по мнению некоторых ученых, у детей, чьи родители страдали дислексией, вероятность развития данного расстройства в несколько раз выше. Также есть исследования, что чаще нарушения чтения происходят у левшей.
  7. Поражения речевого и других мозговых центров органического характера, которые также способы вызвать алалию, дизартрию, афазию и дисграфию.
  8. Поставленные диагнозы ОНР и ФФН, при которых наблюдаются отклонения в формировании устной речи.
  9. Недостаточное внимание родителей к речевому и интеллектуальному развитию ребенка.

Негативно повлиять на освоение умения читать про себя и вслух могут также билингвизм (общение в семье на двух и более языках), повышенная интенсивность учебного процесса и регулярные перегрузки, стрессовые ситуации и слишком ранние попытки научить ребенка различать буквы и объединять их в слова.

Симптомы и классификация

При дислексии происходит нарушение одного или нескольких задействованных при чтении анализаторов: речеслухового, речедвигательного и зрительного. В результате ребенок оказывается неспособным узнавать и различать буквы, определять соответствующие им звуковые комбинации, объединять слоги в слова и осознавать суть того, что он пытается прочитать. Понять, что вашему малышу необходима срочная диагностика дислексии, можно по таким признаками:

• неспособность запоминать стихи и тексты песен в детском садике;
  • явные и неявные нарушения мелкой моторики;
  • затрудненное воспроизведение и повторение ритмов;
  • снижение внимательности;
  • низкая скорость чтения по слогам в дошкольном или младшем школьном возрасте, если уже начат процесс обучения чтению;
  • замена слогов и добавление несуществующих звуков;
  • неспособность научиться распознавать время по стрелочным часам;
  • перепутывание при произношении букв, которые похоже пишутся;
  • нарушения навыков письменной речи.

Это первые симптомы заболевания, которые при отсутствии терапии будут прогрессировать, вызывая сопутствующие отклонения в поведении, интеллектуальном и даже физическом развитии:

• хронически нарушенная координация движений;
  • аномальная схема тела;
  • частые перепады настроения, повышенная обидчивость и эмоциональность;
  • плохой почерк;
  • медленное выполнение поставленных задач, из-за чего ребенок получает плохие отметки в школе и не справляется с нагрузками в высшем учебном заведении;
  • совершение множества орфографических ошибок даже в процессе переписывания текстов;
  • неспособность верно указать, где «право», а где «лево»;
  • совершение импульсивных поступков и неадекватное восприятие окружающего мира;
  • асоциальные действия и раздражительность без особых причин.

Врачи выделяют вербальную и литеральную дислексию в зависимости от того, как именно проявляется расстройство: в виде проблем с произношением написанных слов или усвоением конкретных букв. Кроме того, по механизму, который нарушен, различают такие виды дислексии:

1. Семантическая.
  2. Фонематическая.
  3. Мнестическая.
  4. Аграмматическая.
  5. Тактильная.
  6. Оптическая.

Постановка диагноза

Чтобы определить наличие дислексии у ребенка, нужно провести тщательную диагностику, включающую:

• определение степени развития ВПФ;
  • анализ навыков письменного изложения информации;
  • проверку устной речи;
  • составление и проработку анамнеза;
  • узкопрофильные консультации офтальмолога, невролога, психотерапевта и т.д.;
  • прохождение эхоэнцефалографии и электроэнцефалографии.

Схема лечения в логопедическом центре ЗЕЛЕНОВОЙ

Пациентам нашей клиники специалисты составляют программы последовательного восстановления или формирования способности к чтению, учитывая возраст, степень и вид болезни, а также причины её развития. Коррекция дислексии проходит поэтапно и включает проработку всех нарушенных речевых компонентов, а также процессов, не связанных со звукопроизношением, но влияющих на состояние психики и ЦНС. Во время встреч с логопедом и нейропсихологом дети чувствуют психологическую поддержку и успешно занимаются, выполняя задания, которые:

• развивают память (слухоречевую и зрительную);
  • формируют способность изменять и образовывать слова;
  • расширяют лексический запас;
  • способствуют активации фонематических процессов;
  • тренируют речевой аппарат;
  • стимулируют слоговый синтез;
  • помогают усвоить правила грамматики и пунктуации;
  • улучшают зрительный анализ;
  • развивают пространственные представления.

Шансы на выздоровление и меры профилактики

Специализированное лечение дислексии является обязательным условием обретения или восстановления навыка чтения, без которого ребенок не сможет развиваться согласно своему возрасту и наравне с другими осваивать учебный материал. В перспективе нарушение может стать причиной проблем с социальной адаптацией, низких оценок, сложностей в поступлении в университет и карьерном росте. Вместе с тем своевременное прохождение курса занятий с логопедом и нейропсихологом позволяет исправить ситуацию при условии мотивации ребенка и выполнения родителями индивидуальных рекомендаций. За плечами наших врачей больше 700 пациентов, успешно прошедших коррекцию речевых нарушений, так что мы знаем, как действовать, чтобы терапия при дислексии была эффективной с первого занятия.

Существуют также способы предупредить развитие данного расстройства:

• проходить регулярные осмотры у логопеда в дошкольном возрасте для ранней коррекции задержек речевого и психического развития;
  • заниматься с ребенком дома, используя упражнения на мелкую моторику, формирование аналитических способностей, улучшение памяти и внимательности;
  • тренировка правильного звукопроизношения и обеспечение малышу здорового речевого окружения;
  • принятие мер для избавления от неврологических патологий.
ЗЕЛЕНОВОЙ Земфира Мухаметовна
Руководитель центра

Добрый день уважаемые родители!

По статистике в каждом классе есть 1-2 ученика с проблемами чтения/письма. если Ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, не стоить бить тревогу. возможно эти ошибки возникают из-за незнания грамматических правил. Ошибки при дислексии  носят систематический характер.

Но! Часто родители совершают ошибку, считая, ребенок всего-навсего ленится или отвлекается на уроках. Причины намного серьезнее. Избавиться от этого нарушения поможет коррекционная работа.

Берегите себя и близких!