Диагностика и коррекция дизартрии

Серьезные проблемы с коммуникацией может спровоцировать дизартрия – болезнь, при которой наблюдается нарушение нормальной работы артикуляционного аппарата с сохранением способности распознавать речь, писать и формулировать мысли. Помочь ребенку или взрослому с таким диагнозом готова команда профессионалов центра ЗЕЛЕНОВОЙ, в которой есть психологи, нейропсихологи, логопеды, а также специалисты по логопедическому массажу и мозжечковой стимуляции. Комбинированное воздействие позволяет восстановить иннервацию мягкого неба, губ и языка, что позволит улучшить произношение и забыть о сложностях при общении с другими людьми. Мы не боимся сложных случаев и составляем программы с учетом причин и масштабов поражения нервных клеток, применяем действенные методики и добиваемся того, чтобы лечение дизартрии давало ожидаемый эффект в кратчайшие сроки.

Нужно понимать, что данное заболевание сопряжено с серьезными физиологическими нарушениями, поэтому справиться с симптомами самостоятельно не получится. Результат гарантируют только занятия с логопедом, и чем раньше вы к нему обратитесь, тем лучше прогноз выздоровления – в отдельных случаях удается достичь полного избавления от аномалий произношения звуков. Особенно большое значение ранняя диагностика и терапия имеют для детей, ведь речевые способности напрямую связаны с интеллектуальным и психическим развитием.

Факторы, которые провоцируют нарушения в работе артикуляционного аппарата

Расстройства речевой функции неврологической природы могут возникать у детей и взрослых под влиянием широкого спектра заболеваний и повреждений. Наиболее распространенные причины дизартрии в детском возрасте:

• воспалительные процессы в оболочках мозга (менингиты или энцефалиты, в том числе невыясненного происхождения);
  • преждевременное появление ребенка на свет до окончательного формирования тканей мягкого неба, губ и языка, а также врожденные аномалии их развития;
  • желтуха после рождения;
  • внутриутробное попадание в организм ребенка токсических веществ;
  • вредные привычки у матери (курение, алкоголизм, прием наркотиков);
  • попадание беременной в зону радиационного воздействия и серьезные системные патологии у будущей роженицы;
  • асфиксия и гипоксия плода, родовые травмы;
  • отравления и инфекционные болезни;
  • детский церебральный паралич и прочие внутриутробные аномалии ЦНС.

Патологии иннервации артикуляционного аппарата у взрослых часто обусловлены перенесенным инсультом или формированием злокачественных новообразований в головном мозге, а также системными заболеваниями, например, боковым амиотрофическим склерозом, поражением сосудов головного мозга, рассеянным склерозом.

Точно определить, из-за чего пропала или не сформировалась способность правильного говорить, позволяет комплексная диагностика дизартрии, которую назначит наш логопед при первичной консультации на основании изучения анамнеза и оценки текущих речевых навыков.

Клиническая картина и разновидности заболевания

Понять, что вам или вашему ребенку срочно требуется коррекционная терапия с логопедом для нормализации речевой функции можно, если иметь представление о том, как протекает болезнь. Типичные симптомы дизартрии – это:

1. Неспособность внятно изъясняться – в некоторых случаях дефект практически незаметен, что свидетельствует о развитии стертой формы болезни, а иногда понять больного невозможно. Но даже при тяжелой степени дисфункции есть смысл пройти коррекционный курс в нашем центре, чтобы улучшить (насколько это возможно) произношение и обеспечить себе или ребенку нормальную социальную жизнь.
  2. Нарушения мышечного тонуса, которые могут проявляться в виде перенапряжения в момент говорения, дисфункции спастических мышц, вялости всего артикуляционного аппарата. При гипотонии наблюдается преобладающее произношение звуков «в нос».

Основой успешной терапии является постановка правильного диагноза, поскольку есть различные виды дизартрии, каждый из которых требует определенной тактики лечения. Задача врача, прежде всего, установить степень тяжести заболевания:

• при первой степени выраженные отклонения отсутствуют, но их можно диагностировать с помощью специальных устройств;
  • при второй степени присутствуют незначительные аномалии, которые затрудняют понимание сказанного, но радикально не влияют на процесс коммуникации;
  • при третьей степени наблюдаются значительные отклонения от нормы, но есть возможность наладить общение;
  • самая запущенная форма – четвертая, когда речь абсолютно не разборчива, либо человек вообще теряет способность говорить.

Также в процессе исследования используют классификацию по локализации пораженной области:

• в случае псевдобульбарного поражения изменения происходят в проводящей системе, вызывая гиперсаливацию, проблемы с глотанием, серьезные изменения речи из-за повышенного тонуса мышц рта и языка;
  • при бульбарной дизартрии повреждается продолговатый мозг, что провоцирует дисфонию, носовое произношение и отсутствие способности разделять звуки;
  • у больных с корковой дизартрией нарушены функции коры головного мозга, из-за чего происходят сбои со всеми произвольными движениями, включая звукопроизношение;
  • повреждение подкорковых ядер свидетельствует о наличии экстрапирамидальной дизартрии, при которой возникают спазмы мимических мышц, непроизвольные выкрики и аномалии ритмики;
  • при одновременном поражении проводящей системы и мозжечка диагностируют мозжечковый вид болезни, типичными проявлениями которого являются не только невнятная речь и вскрикивания, но и нарушенная координация тела.

Способы выявления патологии речи

Учитывая разнообразную симптоматику и многообразие форм дизартрии, для диагностики необходимо привлекать опытных узкопрофильных специалистов, и в нашем центре они есть, также как и современное оборудование для комплексного обследования. Чтобы установить наличие, вид и степень заболевания артикуляционного аппарата, наши врачи:

• изучают анамнез и медицинскую информацию, предоставленную пациентом;
  • проводят осмотр и оценивают выраженность признаков дизартрии;
  • назначают дополнительные исследования для выявления локализации патологического процесса – это могут быть рентген, МРТ, электроэнцефалография, электронейрография, ЭМГ и т.д. Выбор вида диагностики производится с учетом противопоказаний.

На основании результатов логопед дает официальное заключение с диагнозом и своими рекомендациями по борьбе с расстройством.

Программы восстановления для детей и взрослых в центре ЗЕЛЕНОВОЙ

В нашей клинике коррекция дизартрии происходит в несколько этапов и предполагает использование разнообразных методик, включая авторские разработки наших специалистов:

1. Прохождение полного обследования.
  2. Составление индивидуального плана лечения с учетом возраста, состояния здоровья, гиперчувствительности к лекарственным средствам, стадии и вида заболевания.
  3. Восстановление мышечного тонуса артикуляционного аппарата при помощи мозжечковой стимуляции, логопедического массажа и т.д.
  4. Занятия с логопедом, и при необходимости с нейропсихологом для формирования или восстановления речевой функции, устранение выявленных дефектов и тренировки общения с другими людьми.
  5. Закрепление приобретенных навыков.
ЗЕЛЕНОВОЙ Земфира Мухаметовна
руководитель центра

Есть дизартрия или нет?

Каша во рту?!

Ребенок говорит а его понимают только близкие или он «сюсюкает» слова и разговаривает как малыш, язычок гуляет во рту и не слушается!!!

Что же это такое?

Дизартрия — это нарушение произношения вследстивие неправильной (нарушенной) иннервации речевого аппарата.

Что может нарушаться при дизартрии:

—  тонус артикуляционных мышц;

— подвижность языка;

— звукопроизношение;

— речевое дыхание;

— голос;

— ритм и темп речи;

— слюноотделение.

Коррекция дизартрии проходит длительно. Как правило логопед порекомендует начать делать логопедический массаж, который и поможет расслабить или повысить тонус артикуляционных мышц. Тонус может быть повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы видите при повышенном тонусе:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, движения артикуляционных мышц немного ограниченны.

— При просьбе открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или наоборот вытягивается вперед как «жало».

Что Вы видите при пониженном тонусе:

— Если попросить открыть рот язык становится распластанным в полости рта.

— Губы у ребенка вялые и неплотно смыкаются.

— Может наблюдаться слюнотечение (саливация).

Что Вы видите при меняющемся тонусе:

— Если попросить открыть рот язык в полости рта дрожжит.

В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается.

— Характерная особенность звукопроизношения при меняющемся тонусе-непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

Берегите себя и близких!