Диагностика и коррекция дизорфографии
В младшем школьном возрасте ребенок может столкнуться с такой проблемой, как дизорфография, когда отсутствует способность осваивать навыки письма из-за сопутствующих неврологических и психических патологий, а также недостаточно развитой речи. На начальном этапе выявить нарушение и подобрать план его коррекции помогут специалисты логопедического центра ЗЕЛЕНОВОЙ в Казани. Мы работаем со специфическими расстройствами речи любой степени, налаживая усвоение орфографии и добиваясь того, чтобы у школьников не было сложностей в процессе обучения. Лечение дизорфографии вместе с опытными логопедами, дефектологами, психоневрологами позволит справиться с проблемой окончательно за короткий промежуток времени. Наши юные пациенты и их родители могут рассчитывать на стойкий эффект терапии при соблюдении элементарных рекомендаций по профилактике.
Цены
Наименование услуги | цена за 1 занятие | цена от 8 занятий (абонемент) |
Диагностика | 900 | |
Коррекция | 1000 | 7200 |
Факторы, влияющие на освоение орфографии
Данная патология освоения навыков письма входит в одну группу с дисграфией и дислексией, формируясь примерно в 8-9 лет и проявляясь в виде систематических ошибок при графической передаче слов, словосочетаний и предложений. Симптомы дизорфографии могут быть постоянными или возникать периодически, причем даже в том случае, если школьник отлично знает и помнит правила правописания. Если своевременно не заметить признаки отсутствия орфографических умений, то есть вероятность проблем с личностным и интеллектуальным развитием, конфликтов с одноклассниками, общего снижения школьной успеваемости.
При планировании коррекционной программы обязательно учитываются причины дизорфографии, которые связаны с другими дефектами и внешними факторами. Для этого обязательно проводится оценка сформированности письменной и устной речи. Среди основных проблем, провоцирующих болезнь, можно отметить:
- диагностированные речевые расстройства – речь может идти о невылеченной дислалии, дизартрии стертого типа и ОНР в легкой степени. В отдельных случаях в качестве триггера выступает дисграфия;
- неблагоприятный неврологический анамнез, например, серьезные поражения центральной нервной системы, включая те, что развиваются впоследствии родовых и прижизненных травм головы или перенесенных системных заболеваний;
- слишком раннее начало обучения – если ребенка отдают в школу до момента достижения им определенного уровня зрелости, есть риск того, что необходимые мозговые структуры будут развиваться с задержкой;
- занятия по интенсивной школьной программе – на этапе формирование навыков письма (в 2-3 классе) нельзя перегружать малышей, иначе они не смогут эффективно усваивать знания и применять их на практике.
При дизорфографии у детей возникают сложности с освоением морфемного принципа письма и навыков традиционной орфографии, то есть с запоминанием слов, написание которых нельзя уточнить с помощью проверочных слов. Данные нарушения могут быть обусловлены недостаточной сформированностью ВПФ, языковых функций с параллельным снижением интереса к познавательной деятельности и ухудшением когнитивных функций мозга. Фактически ребенок оказывается в ситуации, когда его ЦНС и психика не готовы к усвоению орфографических норм.
Разновидности и симптоматика заболевания
Проявления дизорфографии могут существенно варьироваться в зависимости от степени и вида заболевания, но есть типичные признаки, при появлении которых родителям однозначно стоит забеспокоиться. Привести ребенка на консультацию к логопеду нужно, если он:
- делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;
- смешивает буквы;
- не различает слова по семантике;
- неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
- имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
- испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
- не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
- делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными; путает употребление твердого и мягкого знаков; не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
- не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
- формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
не может перейти из одного вида деятельности в другой;
не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.
Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.
Исходя из того, какие грамматические категории нарушены и насколько это ярко выражено, специалисты выделяют такие виды дизорфографии:
- Синтаксическая – проявляется в виде ошибок во время расстановки знаков препинания из-за неспособности верно определить связи слов в предложении.
- Морфологическая – характеризуется сложностями с определением орфограмм и использованием выученных правил. Чаще всего проблемы у ребенка возникают с удвоением согласных букв, непроизносимыми согласными и гласными, на которые не падает ударение.
- Комбинированная (смешанная), при которой одновременно возникают проблемы с грамматикой и пунктуацией.
Большое значение имеет также установление степени заболевания. Запущенная дизорфография характеризуется ошибками при написании 30-50% орфограмм, а оценка за выполнение письменных работ является неудовлетворительной или ниже среднего больше, чем в половине случаев. Среднюю стадию диагностируют, если процент ошибок составляет от 20% до 30%, а на раннем этапе развития патологии количество неправильно написанных слов не превышает 15-20%, причем оценки у детей с таким диагнозом преимущественно высокие.
Диагностические мероприятия
Предположить наличие патологии может педагог или логопед в школе, но точно поставить диагноз можно только после комплексного обследования. Его целесообразно проводить для учащихся 2-4 класса при наличии характерной симптоматики, и наш центр располагает для этого всем необходимым, начиная от профессиональных логопедов, заканчивая современным оборудования. Диагностика дизорфографии включает в себя:
- тщательный анализ устной и письменной речи;
- оценку знания грамматических правил и словарного запаса;
- определение стадии формирования высших психических функций;
- инструментальную диагностику при подозрении на проблемы в работе центральной нервной системы (КТ, рентген, МРТ и т.д.).
Задачей логопеда является отличить заболевание от дисграфии, где проблема заключается в нарушении фонематического принципа написания слов, а также установление степени и характера дефекта. Только после этого наступает момент составления программы восстановления.
Процесс коррекции проблем с орфографией в центре ЗЕЛЕНОВОЙ
Эффективная лечебная программа предполагает параллельное воздействие на все элементы системы речи: лексику, фонетику, семантику, морфологию, а также развитие ВПФ. Наши врачи обладают многолетним опытом в коррекции нарушений пунктуации и грамматики, подбирая каждому младшему школьнику особые упражнения и проводя занятия как в центре, так и на дому. В процессе терапии дети:
- расширяют словарный запас;
- усваивают нормы правописания;
- тренируются выполнять разные виды учебных заданий;
- улучшают фонетико-фонематические компетенции;
- учатся навыкам образования слов;
- осваивают принципы самоконтроля написанного текста;
- развивают способности к запоминанию, выделению важной информации, концентрации внимания и т.д.;
- вырабатывают адаптивные навыки поведения в школьном окружении.
Способы предупредить безграмотность
Если не хотите, чтобы ребенку потребовалась сложная коррекция дизорфографии, то необходимо:
- обеспечить сбалансированное питание;
- регулярно тренировать память, внимание;
- устранять речевые отклонения до поступления в начальную школу;
- создать благоприятные условия для формирования здорового психоэмоционального фона;
- позаботиться о формировании морфологических признаков;
- читать книги и обсуждать их, в том числе просить пересказывать часть текста;
- прилагать усилия для того, чтобы малыш умел правильно говорить;
- развивать навыки мелкой моторики с помощью особых игр и упражнений;
- своевременно проходить терапию при наличии заболеваний ЦНС, влияющих на речевой центр.
В случае если признаки нарушения освоения орфографических навыков все-таки появятся, обращайтесь в наш специализированный центр в Казани, где вашему сыну или дочке помогут развить письменную речь и справиться с сопутствующими логопедическими и психоневрологическими патологиями.