Логопедический центр для взрослых и детей в Казани
ул. Восстания, 18 Б, офис 210-212
ул. Юлиуса Фучика, 78
ул. Баки Урманче, 7, офис 202
работаем ежедневно с 9 до 20 8 (843) 253-20-87 8 (960) 076-86-07

Частичное нарушение процесса письма у младших школьников

Дисграфия у младших школьников встречается довольно часто. Дети с таким диагнозом совершают много ошибок при письме. К тому же они пишут довольно медленно и неаккуратно. Однако нарушений в интеллектуальном развитии у таких пациентов обычно не наблюдается. Чтобы справиться с этим расстройством, необходимо вовремя его диагностировать. Лечить дисграфию нужно комплексно.

Что такое дисграфия в логопедии — определение болезни

Дисграфия — это в логопедии довольно распространенное нарушение. Обычно его удается выявить только в начальной школе.

Итак, что такое дисграфия у детей? Под этим термином понимают специфическое нарушение письма, когда ребенок допускает фонетические ошибки или неправильно записывает консонантные звуки. Вместо «п» он может писать «б», а «т» — заменять буквой «д».

Важно! Дети с таким диагнозом неправильно формируют слоги, добавляют лишние буквы, но при этом пропускают нужные. Они могут писать слитно несколько слов.

2 Суть заболевания кроется в появлении проблем при письме.Зачастую люди не понимают, что это такое — дисграфия у детей школьного возраста. Потому ее ошибочно принимают за незнание грамматических правил. Но проблема кроется более глубоко.

Такие дети часто имеют неровный и неразборчивый почерк. Ребенок для письма прилагает много усилий, но это получается медленно.

При обучении в классе с обычными детьми такой ребенок может волноваться из-за своих ошибок и медлительности. В речи тоже могут присутствовать проблемы. Ребенку бывает сложно формулировать длинные предложения. Он старается молчать или говорить краткими фразами. Это влечет различные проблемы в общении со сверстниками.

Общие сведения, причины возникновения

Возникновение дисграфии может быть связано с различными факторами. Все причины условно делятся на 2 большие категории, каждая из которых имеет свои характеристики:

  • Органические — это может быть поражение мозга, сложное протекание беременности, травмы во время родов. Также в эту группу входят различные патологии — соматические, инфекционные, воспалительные.
  • Социально-психологические — в качестве примера стоит привести билингвизм в семье, нехватку речевых контактов, невнимание взрослых к речи ребенка, слишком раннее обучение иностранным языкам или грамоте. Дисграфия часто наблюдается у детей, которых учат писать на неродном языке. Иногда отклонения появляются у тех, кто пишет левой рукой или переучивается с левой руки на правую.

Внимание! Если ваш ребенок плохо усваивает уроки письменности, вероятно, стоит проконсультироваться у опытных логопедов в речевом центре ЗЕЛЕНОВОЙ.

Основные виды дисграфии, особенности проявления

В логопедии выделяют несколько видов дисграфии:

  • 3 Причиной дисграфии может быть сложное течение беременности.Артикуляторно-акустическая. Это нарушение связано с тем, что ребенок неправильно произносит звуки. В результате еще в начальной школе возникают логопедические ошибки на письме. Для устранения этого вида заболевания требуется работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В таком случае ребенок правильно произносит звуки. Однако он путает их с похожими по звучанию. Также присутствуют сложности с различением мягкости некоторых звуков.
  • Оптическая. При таком диагнозе есть трудности с написанием и различием букв. Ребенок может добавлять к ним лишние детали, пропускать нужные или писать в зеркальную сторону.
  • Связанная с проблемами языкового анализа и синтеза. В этом случае пациент пропускает или повторяет слова, меняет местами слоги и буквы, пишет слова слитно.
  • Аграмматическая. Эту форму обычно выявляют после 1-2 класса. В этом случае у ребенка не получается правильно склонять слова по родам и падежам. У него возникают сложности с согласованием прилагательных и существительных. Эта форма заболевания часто появляется в билингвальных семьях.

Как понять, что у ребенка дисграфия, методы диагностики

Самостоятельное определение дисграфии может быть затруднительным. Это нарушение часто путают с незнанием грамматики. При развитии патологии появление ошибок на письме не связано с неумением использовать правила орфографии. К тому же они являются однотипными и повторяющимися.

Заподозрить дисграфию можно по таким признакам:

  • замена букв похожими;
  • слитное или раздельное написание слов, которые не требуют этого;
  • пропуск или перестановка букв в словах;
  • неправильное изменение слова или неспособность сформировать новое;
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • неразборчивый почерк.

Довольно часто родители сталкиваются с упреками учителей или логопедов, что поздно заметили проблему.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

4 Диагностикой заболевания занимается логопедОднако заметить симптомы заболевания в дошкольном возрасте весьма проблематично. Это удается сделать лишь после того, как ребенок начинает писать. Это обычно происходит в 1-2 классе.

В любом случае вначале нужно пройти обследование у узких специалистов — отоларинголога и невролога. Также требуется обратиться к офтальмологу, чтобы проверить зрение.

Выявить заболевание поможет только опытный логопед. Для этого он делает следующее:

  • предлагает ребенку переписать текст;
  • оценивает способность воспринимать устную речь при помощи диктанта;
  • определяет словарный запас;
  • анализирует внимательность.

Как исправить дисграфию у детей младшего школьного возраста

Лечение дисграфии у школьников нужно начинать как можно раньше. После выявления проблемы необходимо сразу приступать к занятиям. При наличии дисграфии нужна помощь логопеда и психолога.

Для коррекции дисграфии у младших школьников можно применять такие методы:

  • проводить занятия, направленные на улучшение памяти;
  • увеличить словарный запас;
  • запоминать нормы правописания;
  • выполнять различные письменные задания.

Важно! Бороться с детской дисграфией помогает массаж. Также при необходимости назначают успокоительные препараты.

Способы лечения, что можно сделать в домашних условиях

Для исправления дисграфии и устранения проблем в общении с ровесниками, стоит выполнять коррекционные упражнения, каждое из которых имеет свои особенности. Также можно использовать специальные логопедические игротеки и пособия. В домашних условиях для преодоления проблем используют следующее:

  • Магнитная азбука. Ребенку требуется складывать из нее слова и слоги. Он должен их произносить и запоминать графические образы.
  • Диктанты. Это помогает отработать речевое восприятие.
  • Разделение текстов на фрагменты по смыслу. Этим нужно заниматься в том случае, если требуется много писать.
  • Улучшение почерка. Для этого желательно использовать тетрадь в клетку.
  • Игра в писателя. Для этого следует использовать перо и чернила. Это поможет сформировать правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  • Корректурная правка. Для этого нужно взять толстую книгу с крупным шрифтом и попросить ребенка одни буквы подчеркнуть, другие — обвести в кружок, третьи — зачеркнуть. Начинать требуется с одной, наиболее проблемной, буквы.
  • Комментированное письмо. В этом случае нужно проговаривать звуки написанных букв. Причем ребенку требуется произносить именно фонемы.
  • Пропущенные буквы. В этом случае нужно дать ребенку текст с пропущенными буквами. Одновременно необходимо предложить тот же фрагмент со вставленными буквами. Задача заключается в переписывании букв в пропуски. Это поможет развить внимательность.

Важно! При работе с дисграфиком нужно не исправлять его ошибки, а предотвращать их появление. Поэтому проверять упражнения всегда следует самостоятельно.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

5 Коррекция нарушения осуществляется при помощи специальных упражненийЧтобы помочь малышу справиться с проблемой, нужно обратиться к логопеду. Опытный специалист знает, как исправить дисграфию у ребенка. Для этого используются разные методы и системы, которые подбирают с учетом разновидности расстройства.

Рабочий процесс может включать следующее:

  • Модель слова. Для применения этого метода ученику дается изображение предмета со схемой слова. Его задача заключается в том, чтобы произнести его название по буквам и написать.
  • Метод Эббигауза. Ребенку требуется вставить в слова пропущенные буквы и переписать правильно.
  • Звукобуквенный анализ. Школьнику нужно назвать объект на картинке, записать его название и сделать анализ. Для этого слово необходимо разделить на слоги, посчитать количество букв, отметить гласные и согласные, поставить ударение.

Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Профилактика дисграфии начинается еще в период беременности. Будущей матери нужно правильно питаться, исключить вредные привычки, травмы и стрессы.

Рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников включают развитие речи, памяти, мелкой моторики и мышления. При наличии нарушений дикции или проблем со словарным запасом стоит обратиться к логопеду.

Дисграфия представляет собой довольно сложное нарушение, которое приводит к проблемам во время обучения и создает сложности при общении со сверстниками. Поэтому так важно выполнять советы специалистов по профилактике этого заболевания. Чтобы своевременно выявить патологию, нужно изучить описание ее признаков. При появлении симптомов необходимо начинать лечение как можно раньше.

У вас есть вопрос?
Напишите нам!
ОТВЕЧАЕМ ПО БУДНЯМ С 8:00 до 20:00

    Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных